Наследники династии Брейгелей в Большом собрании изящных искусств ASG
В Большом зале Меншиковского дворца проходит выставка работ династии Брейгелей из частного собрания Валерии и Константина Мауергауз. Всего 28 произведений – это картины сыновей Питера Брейгеля Мужицкого (работ мастера нет в России) – Питера Младшего Адского (1564 – 1637/1638) и Яна Старшего Бархатного или Цветочного (1568 – 1625), а также его внука Яна Младшего (1601 – 1678). Кроме этого в экспозицию включены картины учеников и современников живописцев – Мартена ван Клеве Старшего (1527 – 1581), Гиллиса Мостарта (1528 – 1598), Хендрика ван Балена (около 1575 – 1632), Йоса де Момпера Младшего (1564 – 1635), Франса II Франкена (1581 – 1642), Себастьяна Вранкса (1573 – 1647) и Яна ван Кесселя Старшего (1626 – 1679).
![]() |
Каталог выставки «Брейгели. Продолжение династии» фламандская живопись из собрания Валерии и Константина Мауергауз Изд-во Гос. Эрмитажа, 2022 год |
Доминантой выставки является картина Питера Брейгеля Младшего «Добрый пастырь», происходящая из нью-йоркского собрания русского живописца Николая Рериха. Работа является повтором несохранившегося отцовского оригинала. Существовала версия, что картина была начата самим Брейгелем Мужицким незадолго до его смерти, а закончена одним из его сыновей [1, с. 70]. Однако, в результате комплексных исследований, в 2014 году было установлено, что композиция написана Брейгелем Младшим.
![]() |
Брейгель Младший, Питер Добрый Пастырь Около 1616 года Дерево, масло. 40×54,5 см Собрание Валерии и Константина Мауергауз |
В Большом собрании изящных искусств ASG нет произведений Брейгелей, однако есть композиции их учеников, художников из окружения, а также последователей. Коллекция фламандского искусства собрания ASG столь обширна и разнопланова (более 150 картин), что позволяет организовать выставку работ, написанных художниками эпохи Брейгелей. Здесь знаковым стало бы полотно Абеля Гриммера (1570 – 1619) «Зимний пейзаж», созданное под несомненным влиянием искусства Брейгеля Старшего.
![]() |
Гриммер, Абель Зимний пейзаж Фландрия, XVII век Холст, дублированный на доски, масло. 62×78 см БСИИ ASG, инв. № 04-4859 |
Абель обучался живописи у отца Якоба Гриммера, который сам подражал живописи Брейгеля Старшего, а иногда и просто копировал его картины в уменьшенном масштабе на досках, продавая их затем на рынке по более низкой цене. Живопись Брейгеля и Гриммера роднит тематика произведений (городские жанровые сцены, кермессы (народные празднества или ярмарки с гуляньями на открытом воздухе в Нидерландах, Бельгии и Северной Франции), праздники, пейзажи и т.д.), характер построения многофигурных композиций, охватывающих большое пространство природного ландшафта с видом на него сверху. Практически во всех работах художников присутствуют городские архитектурные постройки, принимающие фантазийный, подчас даже фантастический характер и, конечно, родная им природа Нидерландов с её широкими долинами, многочисленными речками и лесами.
Анализ работы
Гриммера из Большого собрания изящных искусств ASG
выявляет
её композиционную и образную близость картинам Питера Брейгеля «Охотники на
снегу» (1565 год) и «Жатва» (1565 год, музей Метрополитен, Нью-Йорк). Обе
работы принадлежат циклу «Времена года». На основании этого можно сделать
предположение, что и картина Гриммера «Зимний пейзаж» является составной частью
серии и соответствует декабрю-январю. На переднем плане мы видим дорогу.
Крестьянин ведёт под уздцы белую лошадь, впряженную в повозку с сидящей в ней
женщиной. Здесь же другая пара крестьян с поросятами. В изображении их одежд
художник делает цветовые акценты красным, который ярко вспыхивает на фоне
белого снега и общей холодной колористической гаммы.
Гриммер тщательно
прописывает все архитектурные постройки, размещенные по диагонали, в
формообразовании которых хорошо читаются простые геометрические объемы.
Внимание к построению перспективы и изображению архитектурных построек,
вероятно, вызвано увлечением проектированием и чертежами. У исследователей
творчества мастера есть версия, что Гриммер был и архитектором, поскольку были
найдены два чертежа, созданные им, с изображениями фронтона собора
Антверпенской Богоматери и церкви с готическим шпилем.
На выставке картин
из собрания Мауергауз в Меншиковском дворце также экспонируется «Зимний пейзаж
с ловушкой для птиц» Яна Брейгеля Старшего. Датированный около 1600 года, он
виртуозно написан на меди.
![]() |
Брейгель Старший, Ян Зимний пейзаж с ловушкой для птиц Около 1600 года Медь, масло. 17×23 см Собрание Валерии и Константина Мауергауз |
Питер Брейгель Старший одним из первых в нидерландской живописи начал обращаться к пейзажу как к самостоятельному жанру, не вводя в него религиозные сюжеты и символику. На сегодняшний день в искусстве старых мастеров самым популярным пейзажем является работа Брейгеля «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» 1565 года из Королевского музея изящных искусств (Брюссель). Часто Брейгели писали свои работы в сотрудничестве с именитыми пейзажистами. Так, например, «Деревенский пейзаж с колодцем» был написан Яном Брейгелем Младшим (фигуры) совместно с Йосом де Момпером Младшим (пейзаж).
![]() |
Момпер Младший, Йос де (пейзаж) Брейгель Младший, Ян (фигуры) Деревенский пейзаж с колодцем Дерево, масло. 46×74,5 см Собрание Валерии и Константина Мауергауз |
Для Момпера Питер Брейгель Старший был непререкаемым авторитетом. Неслучайно одно из ранних произведений Момпера «Пейзаж с падением Икара» (Национальный музей Швеции) является парафразом шедевра Брейгеля.
В Большом собрании
изящных искусств ASG находится «Речной
пейзаж» мастерской Йоса де Момпера, созданный по картине «Лесное ущелье» самого
мастера из Музея изобразительных искусств Бостона.
![]() |
Момпер Младший, Йос де, мастерская Речной пейзаж Фландрия, XVII век Дерево, масло. 63×94 см БСИИ ASG, инв. № 04-3353 |
![]() |
Момпер Младший, Йос де Лесное ущелье 50,5×93,5 см Музей изобразительных искусств, Бостон |
![]() |
Фрагмент картины мастерской Йоса де Момпера «Речной пейзаж» с изображением оленят БСИИ ASG, инв. № 04-0903 |
![]() |
Фрагмент картины Йоса де Момпера «Лесное ущелье» с изображением оленят Музей изобразительных искусств, Бостон |
Одним из наиболее талантливых продолжателей традиций пейзажной живописи Брейгелей был Адриан ван Сталбемт (1580 – 1662). Он испытал влияние Яна Брейгеля Старшего и Яна Брейгеля Младшего. Особенно ярко это выразилось в близости трактовок листвы деревьев и архитектурных построек. Хотя считается, что Брейгели чаще писали жилые постройки с добавлением розового, а Сталбемт – светло-жёлтого. На выставке экспонируется «Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу» Яна Брейгеля Младшего, где в центре мы видим дом, написанный с использованием розового тона.
![]() |
Брейгель Младший, Ян Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу Конец 1620-х годов Медь, масло. 21,5×32,5 см Собрание Валерии и Константина Мауергауз |
У Брейгеля Младшего в небе изображены птицы. Парят они и на картине Сталбемта «Купание нимф» из собрания ASG. На переднем плане представлены купальщицы в водоёме. Слева – архитектурная постройка с балюстрадой и лестницей, на которой стоит женщина с блюдом. Сталбемт не раз писал купающихся нимф. Одна из работ, изображающая Диану и её спутниц, проходила на аукционе Sotheby’s 25 января 2020 года (лот 517) [2]. На торгах выставлялось и произведение «Купание нимф в парке» (аукцион Lempertz, 16 ноября 2019 года, Кёльн, лот 1038) [3].
Картине Сталбемта
из Большого собрания изящных искусств ASG наиболее близка
композиция «Диана и Каллисто». На ней богиня охоты и её нимфы купаются в
водоёме. В правой части изображена обнажённая героиня (Каллисто?), которая
протягивает руки Диане в малиновом плаще, спускающейся по лестнице. Аналогичная
ей фигура изображена в глубине по центру на картине из собрания ASG. Нимфа обращена в другую сторону, однако её руки
подобным же образом вытянуты вперед.
![]() |
Сталбемт, Адриан ван Купание нимф Фландрия, XVII век Дерево (дуб), масло. 44×62 см БСИИ ASG, инв. № 04-3995 |
![]() |
Сталбемт, Адриан ван Диана и Каллисто Дерево, масло. 53×72 см Проходила на аукционе Sotheby's, 26 апреля 2007 года, Лондон, лот 24 |
![]() |
Фрагмент картины Адриана ван Сталбемта «Купание нимф» с изображением нимфы по центру в глубине БСИИ ASG, инв. № 04-3995 |
![]() |
Фрагмент картины Адриана ван Сталбемта «Диана и Каллисто» с изображением нимфы (Каллисто?) в правой части Проходила на аукционе Sotheby's, 26 апреля 2007 года, Лондон, лот 24 |
Ещё одно полотно
Сталбемта из собрания ASG написано на
мифологический сюжет – «Латона и ликийские крестьяне». Латона – мать Аполлона и
Дианы. Однажды, утомлённая долгим путешествием, Латона остановилась, чтобы
напиться из озера в Ликии, но местные крестьяне, добывавшие там тростник и
осоку, не позволили ей этого. Она наказала их, превратив в лягушек. В левой
части Сталбемт изобразил Латону с детьми, сидящую на берегу озера. Справа, в
воде – фигуры людей, превращающиеся в лягушек.
![]() |
Сталбемт, Адриан ван Латона и крестьяне Ликии Фландрия, XVII век Холст, масло. 141×182 см БСИИ ASG, инв. № 04-2230 |
По берегам озера
художник изобразил буки с раскидистыми кронами и кочки осоки. Он уделил много
внимания проработке рисунка листвы и трав. В этой же манере он написал
растительность в картине «Диана, Каллисто и Актеон». Работа была продана в
Париже на аукционе Christie's 14 сентября 2016 года (лот 11).
![]() |
Сталбемт, Адриан ван Диана, Каллисто и Актеон Дерево, масло. 48×73,5 см Проходила на аукционе Christie's, 14 сентября 2016 года, Париж, лот 11 |
Художники
брейгелевской традиции редко брались за мифологические сюжеты. В основном их
внимание было сосредоточено на библейской истории. Тем интереснее увидеть на
выставке героев античного мифа «Состязание Аполлона и Марсия» в интерпретации
представителя ещё одной славной династии художников Франса II Франкена.
Живописец сотрудничал с Яном Брейгелем Старшим. Франкен часто писал фигуры
людей в произведениях мастера. В картине «Состязание Аполлона и Марсия» фигуры
персонажей исполнил Франкен, а пейзаж – Абрахам Говартс (1589 – 1626).
![]() |
Франкен II, Франс Состязание Аполлона и Марсия Начало 1620-х годов Дерево, масло. 32×44 см Собрание Валерии и Константина Мауергауз |
В Большом собрании
изящных искусств ASG хранится
исключительно религиозная живопись Франса II Франкена, его учеников и
последователей (пять работ). В статье мы приведём «Поклонение волхвов», написанное
Франкеном совместно с мастерской.
![]() |
Франкен, Франс II и его мастерская Поклонение волхвов Фландрия, XVII век Дерево, масло. 51×66 см БСИИ ASG, инв. № 04-1904 |
Франкен Младший в
числе первых начал включать в жанровые композиции некоторых «новых» для
современников животных, в частности – обезьян. Вслед за ним «обезьянью» тему
подхватил Давид Тенирс Младший (1610 – 1690). На выставке в Меншиковском дворце
экспонируется «Обезьяний пир» Яна Брейгеля Старшего (1621 год).
![]() |
Брейгель Старший, Ян Обезьяний пир 1621 год Медь, масло. 27×35,5 см Собрание Валерии и Константина Мауергауз |
Ещё одним
мифологическим произведением на выставке является работа Хендрика ван Балена
«Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония», написанная в тандеме с Яном
Брейгелем Старшим. Ван Бален написал фигуры, Брейгель – пейзаж.
![]() |
Бален, Хендрик ван (фигуры) Брейгель Старший, Ян (пейзаж) Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония Около 1616 года Дерево, масло. 59×46 см Собрание Валерии и Константина Мауергауз |
Данное
произведение заметно выделяется на выставке тем, что ван Бален изобразил своих
героинь красавицами на фоне по-простонародному грубых и коренастых
брейгелевских крестьянок. Героиня справа, изображенная спиной к зрителям,
эффектно обнажена. Она протянула руку к розовому кусту. Позы и жесты дочерей
царя изящны, черты лиц – благородны. Дело в том, что Хендрик ван Бален получил
образование в мастерской Адама ван Норта (1562 – 1641), у которого обучались
также Якоб Йорданс и Питер Пауль Рубенс. Рубенс написал «Обнаружение Эрихтония»
в 1615 году (Государственный музей искусств Лихтенштейна, Вадуц). Именно у него
ван Бален «подсмотрел» эту обнажённую спину в сочетании с чисто рубенсовским
полнокровием форм, написав свою работу вслед за ним около 1616 года.
![]() |
Питер Пауль Рубенс Обнаружение Эрихтония 1615 год Холст, масло. 218×317 см Государственный музей искусств Лихтенштейна, Вадуц |
В собрании ASG есть полотно круга Хендрика ван Балена
«Пир Богов» (Бракосочетание Пелея и Фетиды). Сюжет основывается на
древнегреческом мифе о Пелее, который после долгих странствий влюбился в
морскую нимфу Фетиду. Впоследствии они стали родителями Ахиллеса.
![]() |
Бален, Хендрик ван, круг Пир Богов (Бракосочетание Пелея и Фетиды) Фландрия, XVII век Холст, масло. 65×110 см БСИИ ASG, инв. № 04-2260 |
В правой части,
под навесом расположились пирующие боги Олимпа, присутствовавшие на
бракосочетании. В центре стола – Пелей и Фетида, справа от них – Гермес в
крылатой шапочке. По другую сторону – Афина в доспехах. Здесь же – Ганимед (сын
Троса – царя Трои) и Геба (богиня юности), несущая блюдо с едой. В левой части
– Посейдон на колеснице, которую везут гиппокампы (морские кони). В его руках –
трезубец. Сопровождает бога тритон, подплывший ближе к берегу и трубящий в рог.
Справа на переднем плане изображена Диана охотница. Через её обнажённую спину
переброшен колчан со стрелами.
![]() |
Фрагмент картины круга Хендрика ван Балена «Пир Богов» с изображением Дианы в правой части БСИИ ASG, инв. № 04-2260 |
Рубенсовский канон женской красоты лёг в основу ещё одного произведения из Большого собрания изящных искусств ASG, атрибутированного последователем Яна Брейгеля Младшего. На картине «Трофеи Дианы» изображены три прекрасные охотницы, посвятившие свою добычу богине.
![]() |
Брейгель Младший, Ян, последователь Трофеи Дианы Фландрия, XVIII век Дерево, масло. 58×97 см БСИИ ASG, инв. № 04-2772 |
На переднем плане, на земле лежат убитые животные (волк, олени, лиса), дичь, а также охотничьи принадлежности: луки, рожки, колчаны со стрелами. Здесь же – собаки. Последователь Брейгеля мастерски передал фактуру шерсти животных и оперения птиц. У волка, пасть которого всё ещё хранит смертельный оскал, из раны на лапе кровь вытекает тонкой струйкой.
Примечательным
разделом выставки является группа произведений, посвящённых аллегориям,
нидерландским пословицам, поговоркам и басням. Небольшие работы этого цикла
открывают экспозицию. В маленьком тондо (Ø 17,5 см) «Мужчина и женщина,
приготовляющие колбаски» Питера Брейгеля Младшего зашифрована не только тема
чревоугодия, но и похоти. Работа имеет эротический подтекст. Позы, жесты и
взгляды персонажей подчёркивают плотскую распущенность героев. В руках мужчины
металлическая трубка, которую используют для наполнения фаршем кишок животных.
Женщина набивает кишку мясом. Данные предметы в руках персонажей, с их
характерной формой, символизируют мужские и женские гениталии.
![]() |
Брейгель Младший, Питер Мужчина и женщина, приготовляющие колбаски Вторая половина 1620-х годов Дерево, масло. Ø 17,5 см Собрание Валерии и Константина Мауергауз |
К этой же категории картин с завуалированным эротизмом можно отнести и полотно «Сцена на кухне» из собрания ASG, написанное мастерской ученика Питера Брейгеля Старшего Лукаса ван Фалькенборха (1530/1535 – 1597). Действие здесь происходит также на кухне. Сластолюбивый мужчина обнимает за плечо молодую девушку, стоящую перед столом с овощами и фруктами. Героиня указывает на морковь, которую можно трактовать как фаллический символ. Однако художник выступает в данном случае и как морализатор, осуждая нравы своих персонажей. Справа в оконном проёме он изображает костёл, как бы намекая на порицание церковью подобного поведения.
![]() |
Фалькенборх, Лукас ван, мастерская Сцена на кухне Фландрия, около 1590 года Холст, масло. 84×77 см БСИИ ASG, инв. № 04-3274 |
Живописная сюита «Басни» Яна ван Кесселя Старшего (внук Яна Брейгеля Бархатного) состоит из четырёх небольших медных пластин, с великолепно исполненными на них анималистическими композициями. В основу их сюжетов лёг сборник басен Эзопа, в которых животные наделены человеческими слабостями и пороками. «Олень, волк и овечка», «Лев и вепрь», «Медведь и пчела», «Больная косуля» являются по сути своей миниатюрами. Самая маленькая («Медведь и пчела») имеет высоту 11,5 см, а ширину 21. При этом они филигранно выписаны.
![]() |
Медведь и пчела 1672 год Медь, масло. 11,5×21 см Собрание Валерии и Константина Мауергауз |
От своего деда ван Кессель унаследовал любовь к изображению цветочных натюрмортов. В Большом собрании изящных искусств ASG есть «Женский портрет в гирлянде цветов», созданный художником из окружения мастера. Благодаря Яну Брейгелю Старшему художник испытывал склонность к камерным композициям. Будучи последователем великих анималистов Франса Снейдерса (1579 – 1657) и Пауля де Воса (1596 – 1678), он парадоксальным и очень удачным образом перевёл их масштабные и эффектные произведения в формат миниатюр. Примером этому может служить большое полотно (145×247 см) «Травля кабана» мастерской Пауля де Воса из собрания ASG. В центре композиции изображён кабан, которого терзают четыре охотничьих пса. Точно такого же кабана в идентичном ракурсе ван Кессель написал в миниатюре, иллюстрирующей басню о последствиях дурных раздоров.
![]() |
Вос, Пауль де, мастерская Травля кабана Фландрия, XVII век Холст, масло. 145×247 см БСИИ ASG, инв. № 04-2297 |
![]() |
1672 год Медь, масло. 15×21,5 см Собрание Валерии и Константина Мауергауз |
![]() |
Кессель Старший, Ян ван, круг Женский портрет в гирлянде цветов Фландрия, XVII век Медь, масло. 67×54 см БСИИ ASG, инв. № 04-2220 |
На выставке есть и
несколько многофигурных композиций, которые хорошо помогают подчеркнуть такую
черту брейгелевской живописи, как отсутствие формального отношения художников к
героям своих произведений. Здесь нет незначительных или второстепенных персонажей
(стаффажа), написанных походя. Каждый наделён своим характером, историей
взаимоотношений с другими героями, своим делом. Подтверждение этому «Сельский
праздник в день святого Себастьяна со сценой свадьбы» двух современников Питера
Брейгеля Старшего – Мартена ван Клеве Старшего и Гиллиса Мостарта. Левая часть
композиции принадлежит авторству ван Клеве, правая – Мостарту. Своеобразным
разграничителем картины на две части служит дерево по центру. Вот слева на
переднем плане муж с женой несут плетёную детскую люльку с горшком в ней, в
глубине готовят обед на огне, крестьянка набирает из колодца воду в ведро.
Справа композиция ещё более насыщена и многофигурна: мальчик гонит гусей в
пруд, крестьянки торгуют яблоками у дороги, а дети играют с ветрячками. Все эти
подробности можно рассматривать долго и каждый раз открывать для себя новые
занятные фабулы и подмечать детали.
![]() |
Клеве Старший, Мартен ван Мостарт, Гиллис Сельский праздник в день святого Себастьяна со сценой свадьбы После 1577 года Дерево, масло. 110,5×172 см Собрание Валерии и Константина Мауергауз |
Панорама праздника майского дерева представлена на картине «Крестьянский праздник» Питера Брейгеля Адского. Односельчане, разделённые на несколько групп, танцуют, едят, выпивают, дерутся и любят друг друга. Многочисленные слабости людей обличаются здесь без злого ханжества, а с весёлой откровенностью хрониста своей эпохи.
![]() |
Брейгель Младший, Питер Крестьянский праздник Конец 1610-х годов Дерево, масло. 78×170,5 см Собрание Валерии и Константина Мауергауз |
То же неравнодушие к героям своего времени в полной мере присуще ещё двум мастерам, подпавшим под влияние Яна Брейгеля Бархатного – Питеру Бауту (1658 – 1702/1719) и Питеру ван Бредалю (1629 – 1719). В собрании ASG оба художника представлены многофигурными композициями. На полотне Баута «Всадники на дороге у долины Рейна» изображена река с пристанью. Грузчики заполняют парусные лодки мешками с товарами для продажи. За всем происходящим наблюдает с берега владелец этих товаров, опирающийся на трость. Многие лодки уже уплыли вперед к широкому руслу реки. В правой части композиции внимание привлекает всадник на белой лошади, поднявшейся на дыбы.
![]() |
Баут, Питер Всадники на дороге у долины Рейна Фландрия, XVII век Холст, масло. 65×83 см БСИИ ASG, инв. № 04-2906 |
![]() |
Фрагмент картины Питера Баута «Всадники на дороге у долины Рейна» БСИИ ASG, инв. № 04-2906 |
На картине Питера ван Бредаля представлен скотный рынок. На площади с античной мраморной статуей в левой части изображены крестьяне, торгующие скотом, а также зажиточные горожане. Справа и на заднем плане мы видим архитектурные постройки в античном духе с полуциркульной аркой. Помимо непосредственно торговли крестьяне музицируют, играют в карты, доят коз и коров, прядут волокно, пьют из фонтана, беседуют друг с другом.
![]() |
Бредаль, Питер ван Скотный рынок Фландрия, 1660 год Холст, масло. 142×208 см БСИИ ASG, инв. № 04-4215 |
![]() |
Фрагмент картины Питера ван Бредаля «Скотный рынок» с изображением игроков в карты в правой части БСИИ ASG, инв. № 04-4215 |
![]() |
Фрагмент картины Питера ван Бредаля «Скотный рынок» с изображением крестьян в левой части БСИИ ASG, инв. № 04-4215 |
Если внимательно изучить картину «Скотный рынок», то станет очевидным, что к брейгелевской манере здесь присовокупилось и влияние итальянского барочного искусства. Хотя нет никаких сведений о посещении Бредалем Италии, включение в его работы италиянизирующих пейзажей, античных построек и персонажей средиземноморского типа свидетельствует о его возможном визите в эту страну.
Таким образом,
постепенно на смену живописным традициям семейства Брейгелей приходили новые
тенденции. Многие нидерландские мастера обратились в сторону романизма. Другие,
хотя и переняли многие черты брейгелевского стиля, трансформировали его в
соответствии с общеевропейскими художественными традициями второй половины XVII
столетия. К таким можно отнести Давида Тенирса Младшего. Художник был женат на
дочери Яна Брейгеля Старшего, получившей в приданое работы своих выдающихся
родственников. Именно эти картины оказали сильное воздействие на формирование
живописного почерка Тенирса. Хотя этого мастера справедливо следует
рассматривать в одном ряду с его гениальными соотечественниками следующего
поколения фламандских живописцев – Рубенсом и ван Дейком.
Алина Булгакова
Источник: Наследники династии Брейгелей в Большом собрании изящных искусств ASG
Комментарии
Отправить комментарий