Фламандские корни голландского пейзажа
В первые десятилетия XVII века изобразительное искусство Голландской республики переживало фазу беспрецедентного роста. Благодаря производительности и мастерству голландские художники стали известны во всей Европе. С чего начался этот расцвет искусства, хорошо известно: в 1580-х годах искусные живописцы из Фландрии и Брабанта бежали от религиозных преследований и экономического кризиса, чтобы основать свои мастерские в городах Голландии, где они стимулировали быстрый рост специализаций – в частности, пейзажей – и организовали массовое производство картин, создаваемых не по заказу элиты, а для продажи на рынке. Одним из таких художников был ван ден Бундель, со дня рождения котогого исполняется 445 лет.
Бундель, Виллем ван ден Пейзаж с рыбаками (1644). Холст, масло. 102,2 х 166 см. БСИИ ASG, инв. № 04-0847 |
Судьба Виллема ван ден Бунделя, работа которого хранится в Большом собрании изящных искусств ASG, для своего времени абсолютно типична: уроженец Фландрии, он значительную часть своей жизни провел в Голландии, ориентируясь в своем творчестве и на спрос, и на находки своих коллег.
Виллем ван ден Бундель (1577-1655) появился на свет в Брюсселе. В 1586 году, когда Антверпен переживал сильнейший голод из-за военных действий северян, перекрывших реку Шельду и объявивших эмбарго на ввоз зерна, его родители - Гильем ван ден Бундель и Маритген Виллемсдр - переехали из Антверпена в Дельфт, где семья влилась в кальвинистскую общину. Для Антверпена этот год стал пиком эмиграции художников-протестантов, уехало сразу 16 мастеров. Хотя самые дальновидные сделали это еще раньше, в январе 1585 года, например, горожане свидетельствовали, что видели художника-пейзажиста Гиллиса ван Конинкслоо (1544–1607), который «упаковывал много товаров и сундуков и отправлял их прочь».
За четыре года население Антверпена сократилось почти вдвое: с 82 тысяч жителей в 1585 году до примерно 42 тысяч в 1589-ом. Отъезд почти половины населения города серьезно подорвал местный спрос на искусство, что усугубило и без того ненадежные карьерные перспективы художников Антверпена.
В Дельфте глава семьи Гильем ван ден Бундель стал трактирщиком на Фольдерсграхте – живописной улице-канале, где вода доходит до самых порогов домов.
В конце 1597 года ван ден Бундель становится учеником Гиллиса ван Коникслоо, который в тот период обосновался в Амстердаме. Решение переехать в Амстердам может показаться оправданным с нынешней точки зрения, поскольку город стал одним из главных художественных центров Золотого века, но в XVI веке он все еще оставался захолустьем. В то время как в период с 1580 по 1585 год в Антверпене работало не менее 221 художника, в Амстердаме их насчитывалось около 20-ти, только в 1579 году объединившихся в отдельную гильдию Святого Луки вместе со стекольщиками, скульпторами, вышивальщицами и мастерами гобеленов.
Начиная с 1585 года, Амстердам быстро догнал художественные центры юга благодаря потоку беженцев, прибывающих из Фландрии и Брабанта. То, что когда-то было скромным провинциальным городком, превратилось в шумный мегаполис, население которого к 1600 году увеличилось с 27-ми до 60-ти тысяч человек.
Учитель ван ден
Бунделя Гиллис ван Коникслоо на рубеже XVI-XVII веков играл важную роль в
развитии пейзажа, оказав влияние на ведущих фламандских и голландских
художников-пейзажистов этого периода, включая Яна Брейгеля Старшего. Его
новаторство состояло в том, что если ранее пейзажи использовали леса в качестве
фона человеческой деятельности, то ван Конинкслоо превратил их в основной
предмет изображения, погрузив крошечные человеческие фигуры в сложные
композиции из деревьев в чрезвычайно преувеличенном масштабе. Этой манеры
учителя Виллем ван дель Бундель придерживался всю жизнь.
Коникслоо, Гиллис ван Лесной пейзаж (1598).42 х 61 см. Собрание Лихтенштейна, Вена |
Бундель, Виллем ван ден Лесной пейзаж с путниками на тропе. Дерево, масло. 71 х 115 см |
Спустя три года после переезда в Амстердам - в 1600 году – ван дель Бундель женится на Сюзанне Вейкарт, свояченице художника Лодевика Рема, и Гиллис ван Конинкслоо был свидетелем на их свадьбе. Молодая семья поселилась на Рокине – одной из центральных улиц Амстердама.
Дошедшие до нас документы свидетельствуют, что ван Бундель постоянно курсировал между Голландией и Фландрией в поисках заказов. Так, в 1603 году он зарегистрирован как житель Дельфта, в период между 1607-1620 годами регулярно работает в Амстердаме, и только смерть отца заставила его окончательно вернуться в Дельфт.
В Амстердаме ван
ден Бундель становится хорошо известен сообществу художников: он бывает на
аукционах, оценивает картины, отмечен в компании таких авторитетов, как учитель
Рембрандта и Ливенса Питер Ластман, пейзажист и исторический художник Адриан
ван Нейландт и других.
К этому времени овдовевший ван ден Бундель заключил новый брак и вместе со второй женой купил дом на Вламингстраат. Он вступил в гильдию художников в 1623 году и в 1620-х и 1630-х годах часто выполнял обязанности члена правления. Ненадежность в это время творчества как источника заработка демонстрирует судьба его племянника Якоба Динсиха (сына сестры), который записался в гильдию между 1622 и 1624 годами, но в 1625 году стал помощником пекаря.
«Вид на деревню»
ван ден Бунделя в Рейксмузеуме в Амстердаме датируется 1623 годом, когда
художнику было сорок шесть лет. Его стиль обычно сравнивают со стилем его
учителя, а еще больше - со стилем Гиллиса де Хондекотера (1675/80-1638),
который в 1610 году переехал из Утрехта в Амстердам.
Бундель, Виллем ван ден Вид на деревню (1623). Дерево, масло. 39,3 х 52,2 см. Рейксмузеум |
Оба художника были примерно одного возраста и оба рано привязались к Дельфту: фламандская семья де Хондекутера поселилась там до 1601 года; он женился в 1602 году; и он присутствовал на свадьбе сына Николаса в Дельфте в 1637 году (за год до своей смерти).
Хондекутер, Гиллис Клас де Проселочная дорога (1620-1625). Дерево, масло. 39,6 х 71,8 см. Амстердам, Рейксмузеум |
Сравнение деревенского пейзажа ван ден Бунделя и других его картин 1620-х годов с работами де Хондекутера, например, с "Проселочной дорогой" (также в Рейксмузеуме) показывает, что дельфтский художник многим обязан этому мастеру, прежде всего теплым желто-зеленым колоритом. Но ритмика деревьев напоминает других художников, таких, как ван де Венне, Винкбонс и антверпенского художника Александра Кейринкса (1600-1652), который после 1626 года работал в Амстердаме, Утрехте и Лондоне.
Кейринкс, Александр, круг Большой дуб (ок. 1620). Дерево, масло. 31×41 см. БСИИ ASG, инв. № 04-2712 |
С Кейринксом ван дель Бунделя роднит и манера писать листву, низкие кучевые облака и в целом неяркую природу под скупым северным солнцем.
Бундель, Виллем ван ден Пророк Елисей проклинает детей, которые насмехались над ним |
Одна из самых известных картин ван ден Бунделя повествует о жутковатой с точки зрения современного человека истории пророка Елисея, который, рассердившись на детей, называвших его плешивым, проклял их. Проклятие исполнилось тотчас: из леса выскочили медведицы и разорвали 42 ребенка. Этот поступок не пророка, но человека, причем недоброго, не прошел бесследно – Елисей вскоре умирает от болезней. Были они наказанием Божиим или результатом мучений совести, Библия умалчивает.
В 1630-х годах
манера ван ден Бунделя становится более натуралистичной, вероятно, вследствие
знакомства с полотнами ван де Венне (который жил в Гааге с 1625 года) и Исайи
ван де Вельде; они оба были хорошо известны в Дельфте.
Венне, Адриан ван де Лето (1614). Дуб, масло. 43 х 68. Берлинская картинная галерея |
Вельде, Исайя ван ден Переправа на пароме (!622). |
Бундель, Виллем ван ден Пейзаж. Дерево, масло. 24 х 30 см. Частная коллекция |
Некоторые поздние деревенские виды ван ден Бунделя как бы предвосхищают Мейндерта Хоббему (1638-1709), самого значительного мастера голландского пейзажа после своего наставника - Якоба ван Рёйсдала.
Хоббема, Мейндерт Вид на Амстел (около 1660). |
Безусловно, пейзажи ван ден Бунделя уступают Хоббеме и в мастерстве живописи, и в реалистичности природных объектов, но в его защиту следует отметить тот факт, что он, как и его современник Якоб ван Гил, проживавший в конце 1620-х годов в Дельфте, никогда не писал с натуры
Творческая и
личная судьба Виллема ван ден Бунделя подтверждает гипотезу о фламандской
«основе» голландского могущества, удивившего мир в XVII веке. По мере того, как
массовый приток рабочей силы, навыков и капитала стимулировал экономику
Амстердама, росла покупательная способность городской элиты и среднего класса,
что, в свою очередь, создавало новый виток спроса на искусство. Это было
привычно для фламандцев, которые привыкли покупать картины на открытом рынке,
особенно натюрморты и пейзажи - жанры, которые были труднодоступны в
Амстердаме, но которые в изобилии производили художники-иммигранты из
Антверпена, в числе которых свое скромное, но законное место занимал ван ден
Бундель.
Светлана Бородина
Источник: Фламандские корни голландского
пейзажа
Комментарии
Отправить комментарий