Бизнес плюс искусство равно искусству бизнеса
ASG-invest 30 лет – возраст,
при котором достигается некий баланс результатов и проектов, итогов и
перспектив. О том, как удается сочетать бизнес-интерес с социальной
ответственностью, прагматические цели с заботой о духовности, а развитие
территорий с искусством, редакция «Мира искусств» беседовала с генеральным
директором группы компаний Робертом Хайруллиным.
Светлана Бородина: Уважаемый Роберт Ирикович, до недавнего времени искусство
и бизнес рассматривались как антитеза, что неудивительно, ведь искусство - объект
художественной эстетически совершенной природы, а бизнес не всегда имеет дело с
прекрасной стороной действительности. Однако мы наблюдаем, как в условиях глобализации,
цифровизации и т.д. бизнес стремительно меняется. Современный бизнес – это не
только борьба, соперничество, конкуренция, но и социальная ответственность,
инновационность, обязательность креативности.
Пока общество с трудом привыкает к тому,
что перспективным является не столько производство материальных продуктов,
сколько производство стоимостей (что такое клининг? что он производит? а между
тем это многомиллиардный бизнес), все активнее обсуждается уже проблема
перехода от экономики потребления к экономике впечатлений, набирают
популярность виртуальный туризм, появляются, к примеру, виртуальный музей,
музей исчезнувшего вкуса и т.д. В связи с этим начинает осмысливаться
эстетический аспект деятельности компаний: становится важным не то, какие
продукты и услуги она производит, а то, как она это делает. Если ранее в поле
внимания исследователей находились в первую очередь вопросы трудовой и
производственной эффективности организации, то позднее фокус сместился на тему
этики, а в последние десятилетия активно разрабатывается вопрос об эстетическом
аспекте профессиональной сферы.
Собственник и все руководство компании неизменно
подчеркивают, что инвестиции в сохранение культурного наследия – одно из
основных направлений ее деятельности. И все-таки, что для Вас искусство – дополнительная
нагрузка, средство поддержания имиджа компании или проявление альтруизма?
Роберт Хайруллин: Если говорить о моем отношении к бизнесу и искусству в
эволюционном контексте, то, наверное, да, сначала как нагрузка, потом как
способ подчеркивания уникальности компании и ее социальной ответственности. А
теперь я уверен, что искусство обладает мощным потенциалом и как экономический
ресурс. И дело не только в том, что произведения искусства со временем растут в
цене, они конвертируются в капитал уже в настоящем моменте. Убедился в этом в
ходе реализации концепции Дома приемов компании. По завершении первого этапа
Президентской программы восстановления исторического центра Казани мы
планировали сделать Дом приемов объектом аренды, восстановили в нем
исторический интерьер на основе коллекций Большого собрания изящных искусств ASG, провели торжественное открытие встречей двух мэров –
Казани Ильсура Метшина и Парижа – Анн Идальго. Восторг французской стороны, то,
с каким интересом они рассматривали убранство дома, отзыв госпожи Идальго
«Спасибо за ваше бескорыстие!» уже показали, что это важнейший актив компании,
который не следует передавать третьим лицам. Когда в феврале этого года мы
провели в Доме приемов воркшоп с агентством «Манн, Черемных и Партнеры»,
услышали их отзывы и о самой концепции, и о ее реализации (а ведь это агентство
работает по всей стране и за рубежом), о том, что эта картинка останется в
памяти на всю жизнь, сомнений уже не оставалось.
Этот
опыт вызвал интерес наших партнеров – Инновационного центра «Сколково», после
посещения ими Дома приемов начался диалог о формате использования еще одного
исторического объекта, находящегося в управлении компании, - усадьбы Гусева
Полоса. Если первоначально предполагалось, что объект будет передаваться в
аренду под различные мероприятия, то теперь они разделяют нашу концепцию,
состоящую в том, что этот усадебный дом - «Архангельское в миниатюре» - и парк
способны стать доминантой территории, средством притяжения интереса к ней,
подтверждения эксклюзивности Сколкова, и единственным арендатором объекта
должен стать сам центр.
В
самом скором времени культура неизбежно будет интегрирована во все сферы жизни
человека, и её тесное взаимодействие с миром бизнеса является одной из ближайших
перспектив. Пока же в российском экономическом пространстве культура является
продуктом, который необходимо продвигать, и те, кто поймут объективность этого
тренда первыми и овладеют технологиями инкорпорирования культуры в
бизнес-процессы, окажутся в выигрыше.
Светлана Бородина: Показательно, что в России в течение последних 20-30
лет многие банки и другие крупные коммерческие структуры, особенно реализующие программы
с международным участием, выступают спонсорами каких-либо культурных проектов,
например, фестивалей. Осуществляя выбор подобных проектов, собственники и
руководители бизнеса ориентируются на то, как могут повлиять поддерживаемые
мероприятия на внутреннюю культуру компании, какие ценности они утвердят в её
сотрудниках и насколько точно эти проекты манифестируют ценности компании в глазах
общества.
Однако, очевидно, что основным
побудительным мотивом участия бизнеса в финансировании арт-проектов различного
рода выступает привлечение внимания к компании, улучшение её имиджа,
продвижение своего бренда. В данном случае культурные идеи выступают
своеобразным рекламным поводом, осуществляя функцию пиара.
Постепенно в бизнес-среде стали
создаваться коллекции предметов искусства, и эта сфера стала рассматриваться
как возможность для серьезных инвестиций. Формировалось представление, что на
искусстве можно зарабатывать деньги, что искусство – альтернативный
инвестиционный вариант. Так что же искусство – инвестиция в будущее или
настоящее?
Роберт Хайруллин: Большое собрание изящных искусств
ASG, Выставочный центр, где можно познакомиться с
шедеврами коллекций живописи старых мастеров, мебели, серебра, шпалер, часов,
фарфора, серебра и т.д., - это не отложенный результат, а самый настоящий
экономический актив. Публичный музей такого уровня, известность которого
благодаря активной научной деятельности растет, лучше всяких «верительных
грамот» убеждает потенциальных партнеров в нашей надежности,
платежеспособности, длительности перспектив сотрудничества и т.д. Неслучайно нами
принято решение о создании объединенной локации, какой в Казани, а может, и не
только в Казани, нет – Дома приемов и Международного института культурного
наследия в «жемчужине» города, охранной зоне Казанского кремля на улице Карла
Маркса. Сочетание исторических интерьеров с шедеврами прикладного и
изобразительного искусства в музейно-представительской зоне и современной
технологической составляющей деловых и служебных зон – конференц-зала,
пресс-центра – подтверждение возможности гармонии между традициями и новациями,
бизнесом и искусством. Однако современную технологизированную среду может
позволить себе каждый крупный бизнес, эксклюзивную историческую – более редкий
случай, а уж собрание изящных искусств, где только подписных французских
предметов мебели XVIII века 35, значительно больше, согласно утверждению
московских искусствоведов, чем в собрании Государственного Эрмитажа, не
сформируешь ни за пять, ни за десять лет. Как утверждает китайская пословица, лучшее
время, чтобы посадить дерево, было 20 лет назад, а нашему собранию уже 30.
Светлана Бородина: Коллекционирование представляет собой достаточно
распространённую форму взаимодействия бизнеса и культуры, в содержании которого
можно выделить личностную, социальную и экономическую составляющие. Первая
заключается в самореализации определённого эстетического чувства коллекционера
и в удовлетворении так называемого «коллекционерского азарта». Алексей Сёмин
любит цитировать Екатерину II, писавшую Вольтеру «Все думают, что я люблю
искусство, что я получаю удовольствие от искусства. На самом деле я получаю
удовольствие не от искусства, а от жажды обладания искусством. Мне очень
стыдно, я говорю об этом только вам. Но в первую очередь мною движет жадность,
а не любовь к искусству», хотя при этом он основал общедоступный музей,
финансирует издание журнала, каталогов, реставрацию предметов, так что с
социальной составляющей все понятно. А Ваши коллеги-бизнесмены понимают
экономический эффект подобной деятельности?
Роберт Хайруллин: Безусловно, достаточно взглянуть
на те записи, которые они оставляют в книге почетных гостей. «Поражен,
впечатлен, восхищен» - вот самые типичные эмоции наших гостей - от
Чрезвычайного и Полномочного посла Французской республики до учителя рисования
обычной казанской школы.
Наши
партнеры убеждаются, что культура и искусство могут порождать новые ценности, в
том числе экономические, из которых получается уникальный «товар», у ASG это –
исторические особняки и усадьбы с восстановленными экстерьером и интерьером. Более
того, интерьер создан на основе лучших образцов прикладного искусства периода
постройки дома из корпоративных коллекций, что уже вызывает большой интерес к
данным объектам, который со временем будет только возрастать.
И,
конечно, переговоры в такой эксклюзивной эстетизированной среде проходят на
совершенно ином уровне, это сложно объяснить, мы не кичимся нашим собранием, не
относимся свысока к партнерам, но в окружении творений, которым 300 и 400 лет,
все наполняется немного иным, истинным, смыслом.
Светлана Бородина: Как говорил культуролог Даниил Дондурей, главное
производство в стране – производство смысла… Носителями смысла могут быть
только люди, произведения искусства лишь манифестируют его. В инновационных компаниях, к ASG это относится в полной мере, реализуется концепт
«эстетического труда» — сотрудники должны быть не просто эффективными, но и
соответствовать эстетическим требованиям корпорации. Категория эстетического
при этом не сводится к визуальным впечатлениям, а понимается широко — как
сенсорный слой реальности, сумма данных всех органов чувств — зрения,
тактильного ощущения, обоняния, слуха, вкуса. Какой Вы видите кадровую политику
компании – сегодня, завтра, через пять лет?
Роберт Хайруллин: Ответить на этот вопрос и легко,
и трудно. Легко, потому что каждый работодатель скажет, что хочет видеть
профессиональных креативных добросовестных сотрудников, постоянно
совершенствующих свои умения. Трудно, потому что все понимают, найти таких
сотрудников крайне сложно, их надо взращивать, а взрастив, суметь удержать.
Тенденции
на рынке труда сегодня таковы, что миграционные настроения молодежи очень
распространены, большинство из них, и экономически самостоятельные, и живущие
на содержании родителей, очень требовательны не то, чтобы к условиям труда, но
к тем дополнительным благам, которые может обеспечить работодатель: занятия
спортом, языковые курсы, школа танцев и т.п., то есть некий бонус для души. И
любой учебник по профессиональной психологии скажет нам, что достойная зарплата
– хорошее средство для привлечения внимания потенциального работника, его
адаптации, но совершенно не достаточное основание для его постоянного
закрепления в компании. И мне хочется на практике найти некий способ включения
искусства как сверхзадачи в содержание деятельности каждого работника компании.
И арендный бизнес, и развитие территорий, по большому счету, это получение
средств для сохранения культурного наследия. Это первое направление, значимое
для кадровой политики компании.
Второй
аспект выгоден и для компании, и для самого сотрудника. Как известно, классный
специалист отличается высоким интеллектом, коммуникативной культурой и
способностью реализовывать эти качества на практике, добиваться результатов.
Искусство способно повлиять и на эти аспекты. Вспомним, что первое, начала ХХ
века, поколение российских предпринимателей были не только инженерно
образованными, но и эстетически грамотными, тонко чувствующими современные им тенденции
искусства. Мои преподаватели в университете подчеркивали, если формула или
решение задачи некрасивы, значит, они неверны. Бизнес – это, в первую очередь,
коммуникация, а искусство – это и тема для беседы, и возможность понять другого
человека.
Искусство
– это такой же способ познания, как и наука, только последняя базируется на
логике, а искусство на интуиции. Сегодня мир динамичен, поэтому интуиция
является хорошим инструментом ведения бизнеса, ведь она улавливает минимальные
изменения в макросреде, что открывает перед компанией возможность своевременной
корректировки стратегии.
Благодаря
искусству и культуре рождается взаимопонимание, общение, обмен мнениями и
опытом, налаживаются связи, изучаются мотивации, наблюдается прогресс как для
самого искусства, так и для экономики, общества и человечества в целом. В
современном обществе искусство должно стать достоянием всех, а не отдельных
привилегированных групп людей.
Резюмируя, хочу сказать, что если удастся трансформировать сохранение культурного наследия из сверхзадачи группы компаний в личную цель каждого сотрудника, тем самым мы значительно повысим креативность наших работников, а креативность сегодня - ключевая бизнес-компетенция.
Светлана Бородина: При этом для каждого человека источником
креативности является что-то свое – для одного состояние гармонии, порядка,
которое дает нам искусство, для другого – бегство от рутины, проблематизация
действительности, драйв, и это тоже задача искусства. Универсальность нашего
собрания – Большого собрания изящных искусств ASG – позволяет
успешно решить обе задачи. Уважаемый Роберт Ирикович, большое спасибо за
интересную беседу.
Комментарии
Отправить комментарий