«Итальянский француз» Гаспар Дюге, основатель римской школы пейзажа XVII века
В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся две работы выдающегося итальянского пейзажиста и единственного ученика Никола Пуссена – Гаспара Дюге (1613/1615 – 1675). Его «Пейзаж с видом на гору Соракта», атрибутированный экспертным кабинетом Эрика Тюркена поступил в собрание ASG под авторством Дюге. Изначально данное полотно имело название «Путники, идущие по дороге». Однако мы его изменили, поскольку в ходе исследования определили конкретный географический объект, изображенный в композиции, а также уточнили датировку (после 1670 года) на основании близости ей картины из Далиджской галереи этих же годов.
|
|
|
|
Фрагмент картины Гаспара Дюге
«Пейзаж с римской деревней»
с изображением священной горы
сабинов Соракты
Далиджская картинная галерея,
Англия
Ещё одно произведение Дюге – «Пейзаж с пастухами» – поступило в Большое собрание изящных искусств ASG без атрибутационных данных. Авторство данной работы мы установили на основании близости деталей композиции работам Дюге: рисунка листвы, архитектурных построек и изображений двух пастухов, беседующих лежа на земле. Аналогичные персонажи изображены на картинах Дюге из Музея искусств Колумбуса и Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга. Когда был написан пейзаж из американского музея нам выяснить не удалось, но вследствие сходства фигур пастухов во всех трёх работах мы датировали пейзаж Дюге из собрания ASG теми же годами, что и Государственный Эрмитаж – 1669 – 1671.
|
|
|
|
|
|
Дюге, Гаспар
Рыбаки, застигнутые бурей
1650 – 1675-й годы
Холст, масло. 47,5×64 см
БСИИ ASG, инв. №04-3939
Питера Мулира Младшего ни в коем случае нельзя рассматривать как последователя Гаспара Дюге – слишком велик талант этого живописца. Главной темой его творчества было бурное море и корабли в минуту опасности и крушения, за что художник получил прозвище «Темпеста» (ит. Tempesta – «буря, шторм, гроза»). Художник родился в Харлеме, но основную часть жизни он провёл в Италии: Риме, Венеции и Ломбардии. Мулир писал и ландшафтные пейзажи, в которых воплотил и развил мотивы, получившие в Риме распространение благодаря Гаспару Дюге, Сальватору Розе (1615 – 1673) и Пьетро Тесте (1611 – 1650). В частности, речь идёт об изображениях бури в пейзажном жанре. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится работа Мулира, исполненная на классический для мастера сюжет «Корабли в бушующем море». Также в статье мы приведём два знаменитых морских пейзажа художника, которые ныне находятся в Национальном морском музее Великобритании («Корабль, разбивающийся во время шторма у скалистого побережья») и Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга («Бурное море с кораблями»).
|
|
Мулир, Питер Младший
Бурное море с кораблями
Холст, масло. 100,5×146,5 см
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург
В том же Государственном Эрмитаже есть «Пейзаж с пастухами, застигнутыми бурей» Питера Мулира. Сюжетно и колористически (золотистая подсветка закатного неба с тёмными грозовыми и белыми кучевыми облаками) он близок работе из Большого собрания изящных искусств ASG. При этом трактовка персонажей, архитектурных построек и растительности здесь иная, близкая пейзажным работам Дюге.
Мулир, Питер Младший
Пейзаж с пастухами, застигнутыми бурей
1690 – 1701 годы
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Французский натуралист и историк искусства Антуан Жозеф Дезалье д'Арженвиль (1680 – 1765) писал о том, что Дюге ввел в живопись изображение бури, столь любимое романтиками [2]. В частности, буря изображена на картинах Дюге из музея Прадо и Государственного Эрмитажа.
|
|
Дюге, Гаспар
Шторм
1660-е годы
Холст, масло. 53×79,5 см
Эдинбургский университет,
Шотландия
|
|
|
|
![]() Фрагмент картины Гаспара Дюге «Морской пейзаж с Ионой и китом» с изображением молнии в верхней части Британская королевская коллекция |
|
![]() Фрагмент картины Гаспара Дюге «Шторм» с изображением молнии Эдинбургский университет, Шотландия |
|
![]() Фрагмент картины Гаспара Дюге «Штормовой пейзаж» с изображением молнии Музей истории искусств, Вена |
|
![]() Мулир, Питер Младший Буря Вторая половина XVII века Холст, масло. 127×178,5 см Национальный музей, Варшава |
|
![]() Мулир, Питер Младший Пейзаж с фигурами, спасающимися от бури Холст, масло. 97×120 см Работа проходила на аукционе 28 июня 2021 года [3] |
|
![]() Дюге, Гаспар Горный пейзаж с приближающейся бурей Около 1638 года Холст, масло. 144,5×221 см Далиджская картинная галерея, Англия |
|
![]() Фрагмент картины Гаспара Дюге «Рыбаки, застигнутые бурей» с изображением дерева в левой части БСИИ ASG, инв. №04-3939 |
|
![]() Мулир, Питер Младший Моисей и Аарон насылаются казнь египетскую Холст, масло.81×129,5 см Национальный фонд Великобритании |
|
Дюге, Гаспар
Пейзаж с рыбаком
1635 – 1675 годы
Холст, масло. 49,5×52 см
Национальный фонд
Великобритании
![]() Фрагмент картины Гаспара Дюге «Пейзаж с рыбаком» с изображением архитектурных построек Национальный фонд Великобритании |
|
![]() Дюге, Гаспар Пейзаж с тремя фигурами 1648 – 1650 годы Холст, масло. 72×95 см Национальный музей Прадо, Мадрид |
|
![]() Фрагмент картины Гаспара Дюге «Замок в лесу» с изображением архитектурных построек на заднем плане Далиджская картинная галерея, Англия |
|
![]() Дюге, Гаспар Водопад в Тиволи Около 1661 года Холст, масло. 99×82 см Собрание Уоллеса, Лондон |
|
В пейзаже из Большого собрания изящных искусств ASG представлено несколько фигур. Два персонажа изображены на берегу. Босоногая крестьянка облачена в синие одежды и белый платок на голове. Её левая нога отставлена в шаге назад. Мужчина, нижнюю часть туловища которого покрывает красная драпировка, стоит на коленях. Правую руку он вытянул вперёд, в сторону лодки, подплывающей к берегу. В лодке плывут два рыбака. Один их них расположился на палубе, спиной к зрителям. Другой – стоя гребёт одним веслом.
![]() Фрагмент картины Гаспара Дюге «Рыбаки, застигнутые бурей» с изображением персонажей на берегу в правой части БСИИ ASG, инв. №04-3939 |
|
Подобных персонажей в живописи Питера Мулира Младшего мы не встретим. В композиции Гаспара Дюге из Баварского государственного собрания картин присутствует аналогичный мужской персонаж, близкий тому, что стоит на коленях у кромки воды в картине из собрания ASG. В работе «Буря на море» этот герой изображён в центре. Он опустился на колено и вытянул руки перед собой. В том, как он подался вперёд, в трактовке его спины, мышечном строении, волосах и позе, есть несомненная близость с фигурой мужчины на полотне из собрания ASG. Схожая фигура рыбака изображена и в «Классицистическом пейзаже с озером» Дюге (ок. 1658 года) из Национальной галереи Шотландии. Здесь он расположился на берегу водоёма, держа в правой руке удочку.
![]() Дюге, Гаспар Буря на море Холст, масло. Ø 103,5 см Баварское государственное собрание картин |
|
![]() Фрагмент картины Гаспара Дюге «Рыбаки, застигнутые бурей» с изображением мужского персонажа на берегу в правой части БСИИ ASG, инв. №04-3939 |
|
Дюге, Гаспар
Классицистический пейзаж с озером
Около 1658 года
Холст, масло. 73×99,5 см
Национальная галерея Шотландии,
Эдинбург
Что касается персонажа с веслом в лодке на картине из собрания ASG, то аналогичная ему фигура гребца есть в работе Дюге «Гроза» из того же Баварского государственного собрания картин. В данном случае он так же правит лодкой, стоя, держа весло в вытянутых руках. Кроме этого, рядом с фигурой рыбака в лодке на берегу изображено дерево, крона которого обращена вправо тем же самым образом, что и в произведении из Большого собрания изящных искусств ASG.
![]() Дюге Гаспар Гроза Холст, масло. Ø 26 см Баварское государственное собрание картин |
|
Фрагмент картины Гаспара Дюге
«Рыбаки, застигнутые бурей» с
изображением рыбака в лодке
БСИИ ASG, инв. №04-3939
Большинство работ Гаспара Дюге, приведённых в нашем исследовании в роли аналогов картине из собрания ASG, находятся в музеях и образовательных учреждениях Великобритании – Далиджской картинной галерее, Эдинбургском университете Шотландии, Британской королевской коллекции, Национальном фонде Великобритании, Собрании Уоллеса в Лондоне, Национальной галерее Шотландии. Это объясняется тем, что особенно активно творчество Дюге изучали британские специалисты. Помимо крупных государственных музеев, обширными коллекциями работ живописца обладают и частные собрания Лондона, Оксфорда и Ливерпуля. Провенанс пейзажа «Рыбаки, застигнутые бурей» из собрания ASG нам неизвестен. Однако на обратной стороне подрамника приклеено две этикетки с текстом на английском языке. Это позволяет сделать утверждение, что прежде полотно находилось в Великобритании, а именно в Шотландии, т.к. одна из этикеток является фирменным лейблом шотландских арт-дилеров и реставраторов «Doig, Wilson & Wheatley».
Фирменная этикетка
шотландских арт-дилеров и
реставраторов «Doig,
Wilson & Wheatley» на
подрамнике картины
Гаспара Дюге «Рыбаки,
застигнутые бурей»
БСИИ ASG, инв. №04-3939
Фирма была основана в Эдинбурге в 1840 году. Её основатель Генри Дойг (1818 – 1901) был резчиком по дереву, позолотчиком и стекольщиком. Его партнёр Уильям Маккечни с 1855 года изготавливал рамы для картин. В 1885 году они становятся реставраторами живописи, продавцами гравюр и издателями королевы Виктории в Эдинбурге. Дойг не только обрамлял работы шотландского художника Джозефа Ноэля Патона (1821 – 1901), но также занимался продажей его картин. При посредничестве Дойга королева Виктория заказала художнику реплику произведения «Добрый пастырь» 1876 года. Для королевы же он выполнил алтарь Осборна (1884 – 1885 годы), который сейчас находится в приходской церкви Анмера. Сын Генри Дойга – Джеймс – пошёл по стопам отца, став резчиком по дереву и позолотчиком. В 1895 году он продал фирму арт-дилерам Томасу Уилсону и Бенджамину Уитли, которые продолжили торговлю как «Doig, Wilson & Wheatley». Новые партнёры так же занимались реставрацией картин, продажей печатной продукции и издательской деятельностью. Томас Уилсон был продавцом эстампов, резчиком по дереву, позолотчиком, изготовителем рам и реставратором. При нём фирма позиционировала себя как «самая большая в Эдинбурге галерея, где продавались картины маслом и акварели» [5]. Бенджамин Уитли фигурирует в переписи населения 1901 года как торговец произведениями искусства, родом из Эдинбурга. В 1892 году они изготовили раму для портрета шотландского поэта и писателя Роберта Льюиса Бэлфура Стивенсона, написанного Джироламо Нерли. Фирма просуществовала вплоть до 1957 года. «Doig, Wilson & Wheatley» не только изготовили раму и подрамник для картины из Большого собрания изящных искусств ASG, но и приклеили этикету с атрибуцией картины авторством Гаспара Дюге: «By Gaspar Poussin (Gaspar Dughet) 1615 – 1675». Помимо этого, имя и фамилия художника, написанные тем же подчерком, читаются на верхней кромке холста.
Этикета с атрибуцией картины авторством Гаспара Дюге на подрамнике картины «Рыбаки, застигнутые бурей» БСИИ ASG, инв. №04- 3939 |
|
Алина БУЛГАКОВА
Источник: «Итальянский француз» Гаспар Дюге, основатель римской школы пейзажа XVII века (int-ant.ru)
Я здесь, чтобы поделиться свидетельством того, что для меня сделала хорошая надежная кредитная компания, я из России, и я прекрасная мать троих детей. Я потеряла свои средства, пытаясь получить кредит на расширение моей компании вечнозеленой группы это было так тяжело для меня и моих детей, что я пошел в Интернет, чтобы получить помощь по ссуде, вся надежда была потеряна до тех пор, пока в один роковой день я не встретил своего друга, который недавно получил ссуду от очень честного человека, мистера Педро. она познакомила меня с этим честным кредитным специалистом, г-ном. Педро, который помог мне получить ссуду в течение 5 рабочих дней, я всегда буду благодарен мистеру Педро за то, что он помог мне снова встать на ноги. вы можете связаться с мистером Педро по электронной почте: pedroloanss@gmail.com / whatsapp: +18632310632 они не знают, что я делаю это для них, но мне просто нужно это сделать, потому что есть много людей, которые нуждаются в кредитная помощь, пожалуйста, приходите к этому честному человеку, и вы тоже будете в безопасности.
ОтветитьУдалить